«Формирование личностных качеств детей старшего дошкольного возраста на основе ценностей  православной культуры»

 

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 2 «Солнышко»»

г.  Палласовки    Волгоградской обл.

Межмуниципальный  практический  семинар

Доклад

«Формирование личностных качеств детей старшего дошкольного возраста на основе ценностей  православной культуры»

Слайды Текст
1. Тема  моего выступления: «Формирование личностных качеств детей старшего дошкольного возраста на основе ценностей  православной культуры»
2. Цель данной работы   — содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
3.

Задачи:

1)        определить само понятие  «послушание»   и   роль добродетелей  в формировании личности ребёнка; 
2)       выявить проблемы  духовно-нравственного воспитания на современном этапе;

3)     раскрыть возможности развития добродетелей: послушание, любовь, милосердие, забота  —  путем внедрения проектной деятельности в работу музыкального руководителя;

4) выявить характерные черты личностного развития детей старшего дошкольного возраста на основе православного миропонимания;

5) обозначить возрастные затруднения личностного развития у детей старшего дошкольного  возраста;

4.

Выбранная мною тема  актуальна с точки зрения ФГОС в современной образовательной среде дошкольной организации.

Актуальность  заключается  в  том, что Сегодня  материальные  ценности  доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей  искажены  представления  о  добре,  милосердии,  великодушии,  справедливости,  послушании и  самоограничении. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в семье и в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесного, душевного (психического) и духовного здоровья человека.

5.

В первой части  своего  выступления , я хочу напомнить  о  том, что  Личность —  это  духовная  сущность  человека. Что бы раскрыть  Личностные качества детей старшего дошкольного возраста,  изучила   работы  Выгодского,  Куломзина( «Церковь и наши  дети»),  Слобочикова  В.И.(«Духовно – нравственное  становление и развитие человека»), Зеньковского («Проблемы  воспитания в свете  христианской  антропологии»)   Выделила Игумена  Киприана, который  затрагивает важные для каждого родителя, педагога и всякого православ­ного человека вопросы нравственного становления личности, ее постепен­ного восхождения по лествице  восьми главных христианских  добродете­лей.

В своей работе  я  опиралась на  модель  Зеньковского, который  утверждает что, личностное  развитие  ребёнка, «должно быть  ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Воспитать ребенка – это значит раскрыть его личность.

6. В своей  работе я рассматриваю такое личностное  качество ребёнка как   послушание    Послушание  –   это служение, умение слышать и понимать другого человека, но чтобы это сделать, нужно уметь  любить, уважать его и следовать ему.
7.

Православная культура рассматривается как мир ценностей, приятие которых позволяет детям старшего дошкольного возраста выстраивать эмоционально-ценностные отношения со взрослыми, сверстниками, родителями, искусством, природой, Богом. Эта система отношений становится базисной основой духовного развития дошкольников.

 основой развития  личности является  самосознание себя в окружении  божественного  мира. Формирование добродетелей – совместное дело сотрудничества Церкви, государства, семьи, детских учреждений, школы, которое нуждается в четко разработанной системе педагогического сопровождения и современных  педагогических средств.

8. Работа музыкального руководителя детского сада строится на взаимодействии с коллективом сотрудников, воспитанниками, родителями воспитанников и социальными партнерами.
9. В сентябре 2014-2015 учебного года  было проведено анкетирование педагогов и родителей об актуальности духовно-нравственного воспитания в современный период  . Опрос педагогов и родителей показал — большинство уверены  (97%), что духовно-нравственное воспитание детей должно начинаться с дошкольного возраста. На  основании  этого в  детском  саду  в ноябре  2014  была  организована  встреча педагогического  коллектива   и  родителей с  Протоиреем  отцом  Игорем из храма «Приход Ксении Петербуржской», на которой обсуждался  вопрос о  внедрении  в образовательную  деятельность работу  по  православному  календарю. Единогласно родители  и педагогический  коллектив решили работать по  программе «Православный  календарь  дошкольника». Программа  разработана  на  основе ФЗ «Об  образовании в Российской  федерации» (от 29.12.2012г №273 – ФЗ), ФГОС  дошкольного  образования (от 17.10.2013 г. № 1155)      Автор Затямина Т.А, зав. кафедрой  теории, методики  и организации  социально – культурной  деятельности ГА ОУ  ДПО «ВГАПО». Д-Р пед.  наук, профессор.
10,11 В связи с этим мной был проведен ряд мероприятий: НОД «Пасха», «О послушании в семье», развлечения «Рождество Христово», «Зеленые Святки», беседы с коллективом, беседы с родителями, проведены групповые консультации с родителями воспитанников «Воспитание послушания у детей», родительское собрание в старшей группе.
12. Опираясь на свой опыт работы  при внедрении  программы духовно-нравственного развития и воспитания детей «Православный календарь», я спланировала   проектную деятельность в рамках развития послушания, милосердия, любви, заботы,  богопознания,  как основополагающих добродетелей для старших дошкольников. 
13.

С сентября 2015 года я начала свой проект «Доброта вокруг нас», который длился на протяжении 3-х месяцев.

Идея проекта: возможность ознакомления и развития у старших дошкольников таких добродетелей, как послушание,  милосердие, любовь, забота,  богопознание,  путем внедрения в деятельность музыкального руководителя проектной деятельности.

Участниками проекта стали старшие воспитанники детского сада №2 «Солнышко» города Палласовки, коллектив детского сада, родители воспитанников, представители Храма; Батюшка  Игорь и Матушка  Татьяна.

 

14.

При зарождении проекта я поставила перед собой вопрос: «возможно ли за период реализации краткосрочного проекта повысить у воспитанников старшей группы уровень развития таких добродетелей как богопознание и послушание».

На начальном этапе работы по проекту провела родительское собрание в группе, по заявленной проблеме и организовала анкетирование. По полученным данным сделала диаграмму, из которой видно, что  добродетели милосердие и  послушание  у воспитанников старшей группы слабо развиты.

По полученным данным мной была выстроена работа с воспитанниками, их родителями, педагогическим коллективом, социальными партнерами.

15. Следующим мероприятием  была Непосредственно – образовательная  деятельность  «Ангел мой, будь со мной». Целью которого являлось —  воспитание бережного и внимательного отношения к миру видимому и невидимому, духовному, ангельскому и земному,  к прекрасному творению Господа. 

16,17,

8,19, 20

Данное занятие было своего рода частью работы, необходимым настроем по созданию ангелочков из бумаги, в которые воспитанники вложили теплоту и доброту сердец и намерений. И именно этих ангелов ребята взяли с собой, когда отправились в храм к Отцу Игорю. Данная экскурсия была спланирована с целью ознакомления детей с внутренним устройством храма, получения  представления о расположении и назначении главных частей храма (иконостас, царские врата, главные иконы храма, алтарь – святое место, престол);

Матушка провела беседу с воспитанниками о жизни святых мучениц: «Вера, Надежда, Любовь и София», о  предназначении  свечи, лампады, о  настоящей христианской вере, любви  к  Богу,  Служители  Храма приготовили угощения для детей. Батюшка Игорь рассказал  о  предназначении колокола  в Церкви и каждый воспитанник позвонил в колокол загадывая   желание. Во  дворе Храма, Матушка  и Батюшка  научили детей пускать огромные пузыри. А воспитанники подарили ангелочков, и часть отпустили в небо на воздушных шарах.

21. Следующей ступенькой в работе по проектной деятельности стало октябрьское  НОД по теме «Покров Пресвятой Богородицы», целью которого являлось духовно-нравственное воспитание детей с изучением основ православной веры, культуры.
22. После чего сразу началась подготовка к проведению  развлечения «День народного Единства», который неразрывно связан с Казанской Божией Матерью. Целью этого праздника было развитие познавательного интереса к православной культуре и ее традициям.

 23, 24,

25,

И итоговым мероприятием стал праздник «Введение во храм Девы Марии», которое было построено во взаимодействии с Батюшкой и Матушкой церкви. Данное мероприятие охватило всю работу по проекту и открыло горизонты для дальнейшего развития деятельности в данном направлении. Целью праздника являлось закрепление  знаний  у  воспитанников  человеческих  ценностей – добродетелей. На мероприятии отдельное место было отведено рисованию ступеней – добродетелей, в завершении воспитанники подарили всем песню «Ангел» и «Рождество».
26, На завершающем этапе проекта после итогового праздника, мною повторно было проведено собрание с родителями воспитанников и анкетирование. Результаты, которого показали заметную динамику повышения уровня развития добродетелей в группе старших дошкольников, о чем наглядно свидетельствует диаграмма. При сравнении двух диаграмм (на начальном этапе и на этапе завершения) видно, что с поставленными в проектной деятельности задачами справилась и достигла цели.

27,28,

   

 

 

 

29,30,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

 

Желание  воспитанников встретиться  со служителями Храма, и узнать дальнейшую  жизнь Богоматери Девы Марии – это  является элементом  в воспитании добра и заботы  к ближнему,  неприятию  зла.  Следующее посещение Служителей  Храма  Детского  сада «Солнышко», состоялось  в Рождественские  праздники. На  встрече Матушка  Татьяна рассказала о рождении Христа, значении  Вифлеемской  звезды. Дети  с великим  удовольствием  пели  Рождественские песни, прославляя Христа.

На этом участие в Рождественских мероприятиях не закончились, и мои  воспитанники принимали участие в районном  мероприятии  «Рождественский  фестиваль». Дети исполнили песню «Ангелы летят»  музыка Н. Туварджи   и  танец «Рождественские  звёздочки».

Православные праздники в детском саду положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события. Благодаря этим мероприятиям, дети в возрасте пяти-шести лет накапливают знания о различных церковных праздниках,  о Боге, его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках Православия. Знакомство детей со Священной историей и Ветхим Заветом, начинается с доступного изучения Книги Бытия, глав связанных с творением мира. Мировосприятие ребенка дошкольного возраста складывается под влиянием рассказов о Творце, о заботе Бога о мире и, особенно о Его любви к людям, о назначении человека. На праздниках дети не только исполняют песни, сложенные на народную музыку, но и приобщаются к высокой культуре — слушают произведения русских классиков: Чайковского, Гаврилина, Моцарта, Свиридова, которые обращались в своем творчестве к теме Православия. Под влиянием праздничной атмосферы  и встреч  со Служителями Храма,  в нашем дошкольном учреждении, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы перед выступлением, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них.

В завершении моего выступления о вопросах развития добродетелей  у старших дошкольников, хочу отметить, что в условиях детского сада при реализации проектной деятельности и, опираясь на программу «Православный календарь», сотрудничество с  Протоиреем  отцом  Игорем и матушкой Татьяной из храма  «Приход Ксении Петербуржской»,  стало возможным развитию у воспитанников таких добродетелей как; послушание  и самоограничение, милосердие и  правдолюбие, богопознание,  любовь и забота  о  ближнем.

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

Но моя работа на этом не останавливается, в рамках работы по программе «Православный календарь» и проектной деятельности мною запланированы такие мероприятия как: «Масленичные гуляния», «Вербное Воскресение», «Пасха», «Троица».

Спасибо за внимание.

 

Разработчик:

 Верещагина И.В

          музыкальный руководитель  высшей квалификационной  категории.