Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Солнышко»»
г. Палласовки Волгоградской обл.
Межмуниципальный практический семинар
Доклад
«Формирование личностных качеств детей старшего дошкольного возраста на основе ценностей православной культуры»
Слайды | Текст |
1. | Тема моего выступления: «Формирование личностных качеств детей старшего дошкольного возраста на основе ценностей православной культуры» |
2. | Цель данной работы — содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). |
3. |
Задачи: 1) определить само понятие «послушание» и роль добродетелей в формировании личности ребёнка; 3) раскрыть возможности развития добродетелей: послушание, любовь, милосердие, забота — путем внедрения проектной деятельности в работу музыкального руководителя; 4) выявить характерные черты личностного развития детей старшего дошкольного возраста на основе православного миропонимания; 5) обозначить возрастные затруднения личностного развития у детей старшего дошкольного возраста; |
4. |
Выбранная мною тема актуальна с точки зрения ФГОС в современной образовательной среде дошкольной организации. Актуальность заключается в том, что Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, послушании и самоограничении. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в семье и в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесного, душевного (психического) и духовного здоровья человека. |
5. |
В первой части своего выступления , я хочу напомнить о том, что Личность — это духовная сущность человека. Что бы раскрыть Личностные качества детей старшего дошкольного возраста, изучила работы Выгодского, Куломзина( «Церковь и наши дети»), Слобочикова В.И.(«Духовно – нравственное становление и развитие человека»), Зеньковского («Проблемы воспитания в свете христианской антропологии») Выделила Игумена Киприана, который затрагивает важные для каждого родителя, педагога и всякого православного человека вопросы нравственного становления личности, ее постепенного восхождения по лествице восьми главных христианских добродетелей. В своей работе я опиралась на модель Зеньковского, который утверждает что, личностное развитие ребёнка, «должно быть ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Воспитать ребенка – это значит раскрыть его личность. |
6. | В своей работе я рассматриваю такое личностное качество ребёнка как послушание Послушание – это служение, умение слышать и понимать другого человека, но чтобы это сделать, нужно уметь любить, уважать его и следовать ему. |
7. |
Православная культура рассматривается как мир ценностей, приятие которых позволяет детям старшего дошкольного возраста выстраивать эмоционально-ценностные отношения со взрослыми, сверстниками, родителями, искусством, природой, Богом. Эта система отношений становится базисной основой духовного развития дошкольников. основой развития личности является самосознание себя в окружении божественного мира. Формирование добродетелей – совместное дело сотрудничества Церкви, государства, семьи, детских учреждений, школы, которое нуждается в четко разработанной системе педагогического сопровождения и современных педагогических средств. |
8. | Работа музыкального руководителя детского сада строится на взаимодействии с коллективом сотрудников, воспитанниками, родителями воспитанников и социальными партнерами. |
9. | В сентябре 2014-2015 учебного года было проведено анкетирование педагогов и родителей об актуальности духовно-нравственного воспитания в современный период . Опрос педагогов и родителей показал — большинство уверены (97%), что духовно-нравственное воспитание детей должно начинаться с дошкольного возраста. На основании этого в детском саду в ноябре 2014 была организована встреча педагогического коллектива и родителей с Протоиреем отцом Игорем из храма «Приход Ксении Петербуржской», на которой обсуждался вопрос о внедрении в образовательную деятельность работу по православному календарю. Единогласно родители и педагогический коллектив решили работать по программе «Православный календарь дошкольника». Программа разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012г №273 – ФЗ), ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 г. № 1155) Автор Затямина Т.А, зав. кафедрой теории, методики и организации социально – культурной деятельности ГА ОУ ДПО «ВГАПО». Д-Р пед. наук, профессор. |
10,11 | В связи с этим мной был проведен ряд мероприятий: НОД «Пасха», «О послушании в семье», развлечения «Рождество Христово», «Зеленые Святки», беседы с коллективом, беседы с родителями, проведены групповые консультации с родителями воспитанников «Воспитание послушания у детей», родительское собрание в старшей группе. |
12. | Опираясь на свой опыт работы при внедрении программы духовно-нравственного развития и воспитания детей «Православный календарь», я спланировала проектную деятельность в рамках развития послушания, милосердия, любви, заботы, богопознания, как основополагающих добродетелей для старших дошкольников. |
13. |
С сентября 2015 года я начала свой проект «Доброта вокруг нас», который длился на протяжении 3-х месяцев. Идея проекта: возможность ознакомления и развития у старших дошкольников таких добродетелей, как послушание, милосердие, любовь, забота, богопознание, путем внедрения в деятельность музыкального руководителя проектной деятельности. Участниками проекта стали старшие воспитанники детского сада №2 «Солнышко» города Палласовки, коллектив детского сада, родители воспитанников, представители Храма; Батюшка Игорь и Матушка Татьяна.
|
14. |
При зарождении проекта я поставила перед собой вопрос: «возможно ли за период реализации краткосрочного проекта повысить у воспитанников старшей группы уровень развития таких добродетелей как богопознание и послушание». На начальном этапе работы по проекту провела родительское собрание в группе, по заявленной проблеме и организовала анкетирование. По полученным данным сделала диаграмму, из которой видно, что добродетели милосердие и послушание у воспитанников старшей группы слабо развиты. По полученным данным мной была выстроена работа с воспитанниками, их родителями, педагогическим коллективом, социальными партнерами. |
15. | Следующим мероприятием была Непосредственно – образовательная деятельность «Ангел мой, будь со мной». Целью которого являлось — воспитание бережного и внимательного отношения к миру видимому и невидимому, духовному, ангельскому и земному, к прекрасному творению Господа. |
16,17, 8,19, 20 |
Данное занятие было своего рода частью работы, необходимым настроем по созданию ангелочков из бумаги, в которые воспитанники вложили теплоту и доброту сердец и намерений. И именно этих ангелов ребята взяли с собой, когда отправились в храм к Отцу Игорю. Данная экскурсия была спланирована с целью ознакомления детей с внутренним устройством храма, получения представления о расположении и назначении главных частей храма (иконостас, царские врата, главные иконы храма, алтарь – святое место, престол); Матушка провела беседу с воспитанниками о жизни святых мучениц: «Вера, Надежда, Любовь и София», о предназначении свечи, лампады, о настоящей христианской вере, любви к Богу, Служители Храма приготовили угощения для детей. Батюшка Игорь рассказал о предназначении колокола в Церкви и каждый воспитанник позвонил в колокол загадывая желание. Во дворе Храма, Матушка и Батюшка научили детей пускать огромные пузыри. А воспитанники подарили ангелочков, и часть отпустили в небо на воздушных шарах. |
21. | Следующей ступенькой в работе по проектной деятельности стало октябрьское НОД по теме «Покров Пресвятой Богородицы», целью которого являлось духовно-нравственное воспитание детей с изучением основ православной веры, культуры. |
22. | После чего сразу началась подготовка к проведению развлечения «День народного Единства», который неразрывно связан с Казанской Божией Матерью. Целью этого праздника было развитие познавательного интереса к православной культуре и ее традициям. |
23, 24, 25, |
И итоговым мероприятием стал праздник «Введение во храм Девы Марии», которое было построено во взаимодействии с Батюшкой и Матушкой церкви. Данное мероприятие охватило всю работу по проекту и открыло горизонты для дальнейшего развития деятельности в данном направлении. Целью праздника являлось закрепление знаний у воспитанников человеческих ценностей – добродетелей. На мероприятии отдельное место было отведено рисованию ступеней – добродетелей, в завершении воспитанники подарили всем песню «Ангел» и «Рождество». |
26, | На завершающем этапе проекта после итогового праздника, мною повторно было проведено собрание с родителями воспитанников и анкетирование. Результаты, которого показали заметную динамику повышения уровня развития добродетелей в группе старших дошкольников, о чем наглядно свидетельствует диаграмма. При сравнении двух диаграмм (на начальном этапе и на этапе завершения) видно, что с поставленными в проектной деятельности задачами справилась и достигла цели. |
27,28,
29,30,
31.
|
Желание воспитанников встретиться со служителями Храма, и узнать дальнейшую жизнь Богоматери Девы Марии – это является элементом в воспитании добра и заботы к ближнему, неприятию зла. Следующее посещение Служителей Храма Детского сада «Солнышко», состоялось в Рождественские праздники. На встрече Матушка Татьяна рассказала о рождении Христа, значении Вифлеемской звезды. Дети с великим удовольствием пели Рождественские песни, прославляя Христа. На этом участие в Рождественских мероприятиях не закончились, и мои воспитанники принимали участие в районном мероприятии «Рождественский фестиваль». Дети исполнили песню «Ангелы летят» музыка Н. Туварджи и танец «Рождественские звёздочки». Православные праздники в детском саду положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события. Благодаря этим мероприятиям, дети в возрасте пяти-шести лет накапливают знания о различных церковных праздниках, о Боге, его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках Православия. Знакомство детей со Священной историей и Ветхим Заветом, начинается с доступного изучения Книги Бытия, глав связанных с творением мира. Мировосприятие ребенка дошкольного возраста складывается под влиянием рассказов о Творце, о заботе Бога о мире и, особенно о Его любви к людям, о назначении человека. На праздниках дети не только исполняют песни, сложенные на народную музыку, но и приобщаются к высокой культуре — слушают произведения русских классиков: Чайковского, Гаврилина, Моцарта, Свиридова, которые обращались в своем творчестве к теме Православия. Под влиянием праздничной атмосферы и встреч со Служителями Храма, в нашем дошкольном учреждении, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы перед выступлением, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них. В завершении моего выступления о вопросах развития добродетелей у старших дошкольников, хочу отметить, что в условиях детского сада при реализации проектной деятельности и, опираясь на программу «Православный календарь», сотрудничество с Протоиреем отцом Игорем и матушкой Татьяной из храма «Приход Ксении Петербуржской», стало возможным развитию у воспитанников таких добродетелей как; послушание и самоограничение, милосердие и правдолюбие, богопознание, любовь и забота о ближнем. Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». Но моя работа на этом не останавливается, в рамках работы по программе «Православный календарь» и проектной деятельности мною запланированы такие мероприятия как: «Масленичные гуляния», «Вербное Воскресение», «Пасха», «Троица». Спасибо за внимание.
|
Разработчик:
Верещагина И.В
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.