Воспитывать не ребенка, а себя

Одна моя знакомая написала в своем блоге после рождения дочки: «Очень не хватает инструкции: как обращаться с младенцами». Подобное чувство, наверное, знакомо каждой маме первенца.

Воспитывать не ребенка, а себя
В самом деле, поначалу не очень понятно, что нужно делать с маленькими… Что означает их плач и как в этот момент поступить: взять на руки, накормить, дать соску, вызвать врача или вообще успокоиться? Но с такой «практикой» ты так или иначе разбираешься. И инструкции есть — очень хорошие книжки и статьи об уходе за детьми.
Сложнее становится, когда вопросы ухода решены, когда знаешь, чем кормить и как одевать. Ребенок растет, и перед родителем встают уже совсем другие вопросы.
Очень хочется, чтобы твое дитя было читающим, интересующимся чем-то еще, кроме компьютерных игрушек, чтобы с радостью и пониманием ходило в храм, чтобы поддерживало хотя бы минимальный порядок в своей комнате… Ходишь и бубнишь: «Ну, прибери», «Лучше бы читал, чем резаться в эту глупую игрушку!». Игрушки даже можно отбирать на время или запрещать вовсе. Только это… не очень работает.
Помню себя подростком. У моих родителей была почти навязчивая идея: «Алина должна много читать». Я действительно читала, но вот что странно: чем больше родители меня уговаривали, тем было меньше желания открывать книгу. Тогда мне казалось, что это обычное подростковое чувство противоречия: родители говорят одно, значит, надо сделать другое. Назло бабушке отморожу уши, так сказать.
Удивительно при этом, что желание следить за политическими новостями, которое появилось у меня лет в 10, не пропадало никогда. Да никто мне не говорил: «Надо интересоваться политикой». Все было просто: новости у нас в доме всегда смотрели, газеты читали и… обсуждали прочитанное. Я в этот процесс была «втянута» не словами, а делами: родители сами интересовались политикой. Да и время было такое, 90 е годы…
А вот читающими книжки своих родителей я не видела. Только слышала их рассказы, как много они читали в прошлом. С мамой я хотя бы обсуждала школьную программу по литературе, советовалась, что писать в сочинениях, и ей верилось больше. А с папой, который мне как¬то во время очередной нашей ссоры выдал какую-то свою тетрадь с записками о прочитанном, было сложнее. На попытки поговорить с ним даже о программных произведениях он реагировал вяло…
Я тогда об этом не задумывалась. Задумалась только, когда сама стала мамой. Мой сын довольно поздно стал говорить предложениями — когда ему исполнилось три года. До этого он обходился отдельными словами, выражавшими разные эмоции. И как-то шли мы с ним зимой по неочищенной дороге, он запнулся, упал и трогательным детским голосом прокомментировал эту ситуацию… жаргонным словом. Я хотела прочитать ему нотацию о том, какие слова нельзя употреблять в речи, но пока формулировала мысли, запнулась и упала сама, после чего пробормотала себе под нос… все то же слово. Смешно стало и стыдно: как я могу учить ребенка не ругаться, если сама это делаю?
Вот и получается, что воспитание ребенка надо начинать… не с ребенка, а с себя. Я думаю, что вряд ли ошибаюсь в том, что мы всегда в чем-то собой недовольны. Но почему-то хотим, чтобы наши дети на нас в этом не походили и поступали не так, как мы. Но так не бывает! Дети повторяют за нами — так и происходит взросление. Откуда ж браться словам, привычкам, интересам, если не от окружающих?
Где-то полгода назад пожаловалась священнику на то, что стала в последнее время срываться на сына. Я в тот момент была замотана разными внешними обстоятельствами: беременностью, напряженностью в отношениях с мужем, отсутствием денег. Это никак меня не извиняло, конечно, но батюшка меня ругать не стал, а посоветовал просто… объяснить сыну, что мне тяжело, и попросить его молиться. Совет мне показался очень правильным, я так вскоре и поступила.
Реакция сына меня немного удивила. Он спросил: «А ты сама молишься?». Сама я, конечно, старалась молиться. Но делала это всегда исключительно в одиночестве. Но ведь важно, чтобы дети видели, чем мы живем. Если мы отдаляемся, закрываемся в своих комнатах, чтобы молиться, откуда же у ребенка возьмется опыт молитвы?
…Написанное мне кажется каким-то набором банальностей. Ощущение, что все и так знают, что дети за нами повторяют, что надо самим стараться быть такими, какими бы мы хотели видеть своих детей. Только вот одно «но». Почему-то в тот момент, когда мы не знаем, что делать с маленькими детьми, мы ищем тех самых инструкций. И инструкциям, так или иначе, следуем. Можем анализировать, выбирать подходы, которые кажутся нам более правильными, советоваться с опытными мамами и искать квалифицированных врачей. Но в конечном счете любая новая для нас информация — это повод ее все-таки как-то воспринять и запомнить.
Другое дело с этими самыми «банальностями». Их вроде бы все знают… да не понимают. Или забывают о них в ежедневных заботах. Это видно даже по разговорам мам на детских площадках. О чем там ведутся беседы? Да все о том же: как кормить, делать (или не делать) прививки, как попасть в нужный садик… Кажется, что про «банальности» все и так знают — и что о них говорить? Только забываются они, напоминать себе надо. Напоминать и действовать: жить самим так, как хотелось бы, чтобы жили и дети. Только тогда дети будут читающими, интересующимися миром, когда мы сами такими будем. Только тогда дети смогут понять, что христианство не исчерпывается внешним, когда мы сами будем жить не просто выполнением правил (хотя и это, конечно, очень важно и нужно).
И еще — абсолютно не страшно учиться вместе. Не надо пытаться из себя изображать всезнающего и все понимающего человека. Можно честно признаться ребенку, что чего-то не умеешь и не знаешь, и предложить это узнать вдвоем или всей семьей. И это тоже будет воспитанием. Ведь умение учиться — это одно из самых важных. Учиться надо всю жизнь. Учиться воспитывать в том числе. И пусть дети от нас учатся учиться. Может быть, это действительно один из самых главных уроков, которые мы им можем дать.
Фото из открытых Интернет-источников
Газета «Православная вера» №10 (510)
Алина Сергеева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *