Во Франции верят, что православие поможет остановить дехристианизацию Европы

Мы часто слышим об эксцессах в сфере светского либерального мышления на Западе: легализация гомосексуальных союзов, эвтаназии. Европа все дальше отходит от христианских, традиционных ценностей, Россия тянется за ней… Но смирились ли западные христиане с этими нравственно сомнительными явлениями? Могут ли они и церковь что-либо им противопоставить?
О реальном положении дел рассказали представители французских организаций, выступающих в защиту традиционных ценностей, приглашенные в Москву отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Представительством Русской Православной Церкви при Совете Европы.
Глава делегации епископ Байонны и Олорона Марк Айэ считает, что во Франции происходит идеологический переворот. С одной стороны –  приняты законы, которые все больше дестабилизируют семью, смысл жизни. С другой стороны, на лицо новое осознание христианства, католичества. Особенно активны так называемые «католики поколения Иоанна Павла Второго».

Епископ Байонны и Олорона Марк Айэ

Епископ Байонны и Олорона Марк Айэ

 
Именно поэтому в 2013 году перед внесением закона о легализации однополых браков сотни тысяч граждан вышли на улицы Парижа в знак протеста. Среди них было много представителей разных религий, а также люди неверующие, однако, это движение активно поддержали католические епископы. Эти события сегодня называют «весной сознания».
Следствием этих демонстраций было некоторое законодательное сдерживание однополых браков – например, пока таким людям не разрешили прибегать к суррогатному материнству для рождения детей – и ряд других небольших поправок к законам.
Главный же результат состоит в том, что силы, выступающие за традиционные и христианские ценности, смогли объединиться и начать совместную работу.
Эмерик Пурбэ (Aymeric Pourbaix), главный редактор католического еженедельника «Христианская семья» добавил, что это движение во Франции «удивило всех», в том числе, журналистов. Но, на самом деле, это было не спонтанное действие, у него есть глубокие корни. Он убежден, что это плоды длительной работы, которая началась во время папства Иоанна Павла Второго (с 1978 года). Пурбэ полагает, что если общество доходит до больших демонстраций, значит, существовало духовное и нравственное возрождение, которое переходит уже и в политическое возрождение.
Он подчеркнул, что это не были демонстрации против гомосексуалистов, а демонстрации именно за традиционную семью, имеющие христианские корни. «Возможно, что колеблющаяся часть общества пойдет за этим движением», – заметил он.
Грегор Пюппинк (Dr Gregor Puppinck), директор Европейского центра закона и справедливости (Страсбург) считает, что международные организации (например, ЕС) все чаще становятся инструментом того, что Папа Иоанн Павел II называл «культурой смерти». «В Совете Европы мы видим культурный конфликт между постмодернистским мировоззрением и христианской антропологией». Роль стран Восточной Европы в этом противостоянии постепенно усиливается.

Пюппинк напомнил, что в первые годы после вступления в ЕС восточноевропейские страны не заявляли громко о своей позиции, были как бы «учениками», готовыми принять западные ценности. Но пять лет назад, после запрета Распятия в общественных местах Италии, возникло сильное  контр-движение. С этого момента несколько стран Восточной Европы поняли свою силу и то, что они могут и должны свидетельствовать, выбирать, предлагать и, в конечном счете, оказывать влияние. «Здесь, в том числе, кроются истоки нашей дружбы с Россией», – добавил спикер.
Генеральный секретарь Альянса «Жизнь» Каролин Ру (Caroline Roux)рассказала о том, как ее организация поддерживает людей в сложных ситуациях.

«Вокруг детей и защиты жизни есть вопросы, которые сильно менялись в Европе на протяжении последних 50 лет, – напомнила она.  Мы сейчас считаем, нежеланное материнство недопустимо.  Многие женщины задают себе вопрос – продолжать ли незапланированную беременность?» Каролин Ру считает, что такие глубокие изменения  сознания были бы невозможны, если бы не было законов, которые их поддерживают – разрешающих аборты, например. А законы, разрешающие эвтаназию, – это мощное искушение уйти из жизни своевольно.
Генеральный секретарь Фонда «Жером Лежен» Тьерри де ла Вилльжегю (Thierry de la Villejégu) также говорил о проблеме абортов. Он напомнил историю основателя фонда – великого генетика Жерома Лежена, который открыл генетические причины синдрома Дауна. К сожалению, это научное открытие было использовано, в том числе, чтобы диагностировать заболевание синдромом Дауна в материнской утробе. Сейчас  при обнаружении у беременной женщины плода с этим синдромом во Франции в 96% случаев делается аборт…  Жером Лежен был одним из немногих, кто публично выступал против легализации абортов в 1970-е годы, и сегодня фонд его имени продолжает его дело, прежде всего, просвещая общество и «возвращая человеческое достоинство» людям с генетическими аномалиями.

Итог выступлениям подвел игумен Филипп (Рябых), представитель Московского патриархата в Совете Европы и настоятель прихода Всех святых в Страсбурге. Он отметил, что единственный способ противостоять дехристианизации Европы – сосредоточиться на сути нашей веры, на основах христианской антропологии.

 «Ранее был консенсус, по крайней мере, в отношении взглядов на мораль. Например, мы привыкли к тому, что пол – это природная данность. Нам сейчас говорят – что это предмет выбора. Если этот тезис примут на широком уровне, мы увидим изменение в самых разных сферах – от частного и общественного воспитания до политики», – сказал он. Удивительно, что при этом мы видим, что католическая и православная церкви одинаково смотрят на этот «фундамент», и поэтому мы можем действовать сообща. Его слова подтвердили и члены французской делегации.
«Прежде всего, мы ищем пути поддержания сознательности людей, – сказали они. – Законодательство разрушительно, но при этом есть и возрождение сознания. В России законодательное пространство более благоприятно и допускает воспитание совести».
Отвечая на вопрос корреспондента «Правмира» о том, как Церковь может влиять на общество, если она почти не может выступать в публичном пространстве, епископ Марк сказал, что основная ответственность ложится на отдельных христиан.

«Никто не может лишить нас возможности свидетельствовать о своей вере публично. Конечно, это зависит от личного пророческого мужества… Несколько поколений «прятали» свою веру. А вот Иоанн Павел Второй  подталкивал именно молодежь свидетельствовать о вере, «благовествовать без комплексов». Молодые в основном услышали этот призыв».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *