ДЕКАБРЬСКАЯ ИСТОРИЯ

«Истина пришла. Тень пробежала, и Бог человеком от Девы явился, приняв образ, подобный нам, и обожив то, что принял. Потому Адам обновляется, с Евою восклицая: “На земли благоволение явилось, чтобы спасти род наш!”» (стихира рождественской службы).

– Пап, расскажешь мне что-нибудь?
Батюшка, обернувшись, посмотрел на дочь поверх очков. Так совпало, что папа Даши Белкиной, вполне успешно, совмещал служение в церкви со служением в семье: он был приходским священником и отцом семейства. При этом с дочкой они были друзья и немножко заговорщики, поэтому, когда один из них работал на компьютере, другому было нескучно сидеть рядом. Середина декабря — время годовых отчётов, и отец Григорий, будучи настоятелем сельского храма, сидел за клавиатурой, сводя дебет приходской жизни с кредитом доверия чиноначалия. Дарья, помолившись и умывшись, ложилась в постель, размышляя о том, что день грядущий готовит ей. Девочка училась в шестом классе, и в эту минуту для неё наиважнейшими в жизни вопросами были: «нескучно ли её кролику, одному, в такую стужу на улице? И как же была несправедлива учительница танцев, поставив её самую лучшую подругу во второй ряд в балете «Щелкунчик». Батюшка машинально на мониторе переводил качество служения в количество прихода. Дарья, нагревая под одеялом жизненное пространство, притихла в ожидании. За окном, в свете уличного фонаря, медленно вращаясь, падал, хлопьями, снег…
— Слушай,— начал свою историю батюшка.— Многие твои знакомые ухаживают за своими домашними животными, играют с ними, наблюдают за их жизнью. Как ты за своим кроликом. (Надобно отметить, что дочкин питомец был ленив и нагл от её чрезмерной заботы). — Есть люди, которые интересуются жизнью насекомых, например, муравьёв. Их называют мирмекиперами. Для наблюдения за своими подопечными они строят искусственные муравейники—формикарии со стеклянными стенками, чтобы видеть все их потайные ходы и комнатки. Особенностью заботы за насекомыми является создание различных «трудностей» для них. Так, кормушки для муравьёв, если позволяют условия, располагают на некотором расстоянии от муравейника. Во-первых, интересно наблюдать за тем, как они переносят провиант в домик, во-вторых, насекомые без работы деградируют и погибают. Итак, представь, что ты построила небольшой муравьиный городок, положила в кормушку кусочек куриного мяса или яблока и села поудобнее, вся из себя такая «устроительница» и «кормительница», наблюдать за жизнью этих крошечных созданий. Муравьишки и знать про тебя не знают, бегают цепочкой за добычей и носят её в кладовую… Не спишь? — проверил отец Григорий свою слушательницу.
— Прикольно, — ответила та.
— Тогда продолжаем фантазировать. Представь и то, что между муравейником и кормушкой появилась огромная трещина, а по меркам муравьиным — целая «пропасть». А они же маленькие и неразумные, не то, что ты, бегут, след в след, добегают до «пропасти», падают и погибают «лютой смертью». А ты их любишь, тебе их жалко, ты хочешь их спасти. По условиям нашей фантазии, поправить что-либо руками ты не можешь, но мы наделяем тебя дополнительной опцией, назовём её «всемогущество». Так вот: по этой опции для спасения погибающего ты можешь всё, кроме того, что запрещено условием нашей фантазии. Какие у тебя есть варианты спасения дорогих тебе муравьишек?
— Я им крикну об опасности! — предложила девочка.
— Но они тебя не услышат: диапазон человеческого звука сильно разнится с возможностями органов слуха муравья, да и «языки» разные. Народ муравьиный погибает, а спасения нет.
— Обладая «всемогуществом», я уравняю возможности моего голоса со слухом муравья.
— Хорошо, а «язык»?
— А «язык» их выучу и стану маленькой, как муравейчик. — Не сдавалась Даша.
— Муравей — это грозный хищник, и как только он встретит человечка одинакового с ним роста, произойдёт непоправимая трагедия, кроме того, даже если он тебя сразу не съест, то вряд ли у представителей рода муравьиного будет доверие к какому-то слабенькому, мягкотелому существу.
— Я не мягкотелая.
— С чем сравнивать? Муравей поднимает груз в пятьдесят раз больше своего веса, имеет шесть лап, на голове длинные усики-антенны и резцы, которыми он может перекусить, например, гусеницу. Он полностью покрыт непробиваемой бронёй, наружной хитиновой оболочкой. Нет, при встрече шансов «поговорить» у тебя не будет.
— Что же делать? А ты знаешь? — в голосе ребёнка появилась нотка обиды.
Отец, наклонившись, поцеловал макушку «спасательницы муравьёв»:
— Этот мир придумали мы с тобой и обязательно найдём способ спасения тех, кого ты успела полюбить.
— Что же будем делать? — заинтересовалась Даша.
— Для того чтобы народ муравьиный доверился тебе и ты смогла бы его отвести от страшной участи, необходимо, используя опцию, тебе стать не только одного роста с ними, но стать одной из них…
— С шестью лапами? — улыбнулась девочка.
— И с шестью лапами, и с усиками, — развеял сомнения батюшка, — более того, надобно и родиться тебе от самой настоящей муравьиньи. Стать во всём своей их трудолюбивому народу, частью их маленького мира. И при этом, обрати внимание, сохранить разум человеческий. И только в этом случае сможешь донести им весть об опасности у них на пути и о возможности спасения. И муравьи, которые услышат тебя и примут слова твои на веру, смогут вырваться из цепочки их гибельного движения и спасутся.
— А со мной, со мной что будет?
— Не знаю, любовь всегда предполагает самопожертвование…Так и Бог, Творец вселенной, создавший людей, настолько полюбил род человеческий, что воплощается в человека, чрез рождение от Девы Марии, дабы показать всем путь к жизни вечной и спасти верующих от погибели в пропасти, которая называется грех.
Даша задумалась. День закончился, а новый начал свой отсчёт. Батюшка, перекрестив, поцеловал дочь и ушёл, закрыв за собой дверь.
— Хорошо, что идёт снег, уличному фонарю не будет одиноко, — сквозь дрёму подумала девочка. А во сне она с Самой Любимой Подругой (все три слова с большой буквы), летела к огромной яркой звезде, вокруг которой звёздочки поменьше, несколькими хороводами, танцевали звёздный танец. Девочки, держась за руки, с восторгом кружились в хороводе. За ними увязался Дашин кролик. Глядя на них хитрыми, и даже глубоко мудрыми глазами, он шевелил громадными антеннами-усиками, которые торчали из головы, между ушей.
— Пусть летит, — переглянулись подружки и полетели, увлекаемые путеводной звездой. Горы, леса и реки, замки и города, машины и пароходы проплывали под ними, но страшно не было. Звезда излучала свет и тепло, дарила уют и любовь, уверенность и радость. Отдавая радость, любовь и тепло, звезда не сгорала, а возможно, даже и наоборот росла и светлела, потому что, и девочки знали это всегда, рядом, близко-близко, был горячо любимый и любящий Отец этой Звезды.
Священник Игорь